Погибшие суда

Транспортные суда погибшие на трассе Севморпути в период Великой Отечественной войны.

садко
1941 год «Садко»
— Бывший канадский ледокольный пароход «ЛИНКРОЗЕ», построен в 1913 году в Англии. Капитан А.Г. Корельский. Следуя с грузами снабжения в бухту Тихая (Земля Франца-Иосифа), 11 сентября 1941 года Карское море наскочил на необозначенное на карте подводное препятствие и затонул. Экипаж был снят подошедшим ледоколом «Ленин».

крестьянин1942 год «Крестьянин» — Грузовой пароход. Спущен на воду 27.11.1927 на Балтийском заводе в Ленинграде. В годы ВОВ осуществлял народно-хозяйственные перевозки в Баренцевом, Белом и Карском морях. Капитан – А.Г. Николаев. 8.08.1942 торпедирован и потоплен в 10 милях от западной оконечности острова Междушарский (Новая Земля) в Баренцевом море германской подводной лодкой U-601. Погибло 7 человек.

комсомолец«Комсомолец» — Буксирный пароход. Построен в 1866 году в Норвегии. Бывшее название «САРПЕН». Капитан – П.К. Михеев (погиб). 17 августа 1942 у острова Матвеев в Печорском море был расстрелян артиллерийским огнем немецкой подводной лодки U-209.

щорс «Щорс» — Грузовой пароход МГМП. Капитан – А.Т. Кудлай. Следовал в составе конвоя из Карского моря в губу Белушья на острове Новая Земля для последующего перехода в Исландию. 14.02.1942 год в Печорское море, на выходе из пролива Югорский Шар, подорвался на одной из мин, выставленных на подходах к проливу Югорский Шар немецкой подводной лодкой U-592. Погибших нет.

академик шокальский


1943 г. «Академик Шокальский»
— Парусный моторный деревянный бот, построен на Пиндушской судоверфи в 1939 г. Капитан – И.С. Снисаренко. Следовал из пролива Диксон к заливу Благополучия (остров Новая Земля). 27.07.1943 в Карском море, в 10 милях от мыса Спорый Наволок (остров Новая Земля) потоплен артиллерийским огнем немецкой подводной лодкиU-255. Погибло 11 человек.

диксон «Диксон» — Грузовой пароход. Построен в 1935 г. на судоверфи «FurnessSbCo» в Хавертоне, Англия. Капитан О.З. Филатов. В годы ВОВ осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки в Баренцевом, Белом и Карском морях. 15.12.1942 г. при стоянке в мурманском порту получил время массированного налета самолетов тяжелое повреждения корпуса и механизмов и лег на грунт. 24.12.1942 поднят и восстановлен. 28 августа в Карском море, юго-восточнее островов Мона, торпедирован подводной лодкой U-302 и через 12 минут и затонул. Погибших нет.

архангельск «Архангельск» — Грузовой пароход СГМП, бывший английский пароход «USKWALLEY», построен на судоверфи «BurntislandSbCo» в 1929 г, и зачислен в состав СГМП 1938. Капитан – Г.Г. Ермилов. В годы ВОВ осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки. В составе конвоя «QP-13» совершил переход с экспортным грузом из Архангельска в Исландию, оттуда через Панамский канал во Владивосток. В 1943 г. следовал с Дальнего Востока в Дудинку. 30 сентября в Карском море, к западу от острова Русский,был атакован подводной лодкойU-960 .Судно от взрыва разломилось на две части в районе трюма и затонуло через 5 мин. Погибло 15 человек.

киров «Сергей Киров» — Грузовой пароход ДГМП. Капитан – А.И. Литвиненко. Шел по Северному морскому пути из США с импортными грузами. 1 октября 1943 г. в Карском море, в районе острова Известия ЦИК, потоплен немецкой подводной лодкой U-703. Судно от взрыва торпеды переломилось и затонуло. Погиб 1 человек.

мирина раскова
1944 «Марина Раскова»
— грузовой пароход, СГМП. Капитан – В.А. Демидов (погиб). Большой американский пароход «IRONCLADE»,  построенный в 1919 году на судоверфи в Честере в США. 12 августа 1944 в Карском море, в 60 милях западнее острова Белый, торпедирован подводной лодкой U -365.

Image-95«Укороченный» крейсер «Эдинбург».
Крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска во главе конвоя QP-11 и 30 апреля был торпедирован немецкой подводной лодкой. В его пороховых погребах находилось 5.5тонны золота в слитках, в уплату военных поставок нашей стране по ленд-лизу (ленд-лиз – американское словосочетание, в переводе – заем и аренда). Это форма помощи США союзниками антигитлеровской коалиции – безвалютный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на много лет.) Первый удар по крейсеру пришелся на правый борт, второй – в корму. Image-96Корабль потерял управление и ход. Их охраны конвоя в район нахождения подбитого крейсера для буксировки его обратно в Кольский залив пришли два английских и два советских эсминца, а также буксир. Но 2 мая возле неуправляемого крейсера появились три немецких эсминца и самолеты торпедоносцы. К этому моменту наши корабли, израсходовав запас топлива, ушли бункероваться на базу, и в бой вступили только английские эсминцы, которые вели непрерывный обстрел вражеских кораблей и ставили дымовую завесу, не давая наносить торпедные удары по «Эдинбургу». Но к исходу сражения немецкая подводная лодка сумела послать еще три торпеды в корму крейсера, после чего он стал еще больше крениться на левый борт. Тогда команда и моряки погибших кораблей, возвращавшиеся на родину, были сняты с «Эдинбурга», а крейсер, дабы золото не досталось врагу, затоплен.

«Норд»
— Парусно-моторный деревянный бот. Построен в Пинушской судоверфи в 1938 г. Капитан – В.В. Павлов (погиб). Вышел из порта Диксон 23 августа. Доставив смену зимовщиков на мыс Стерлегова, последовал к островам Мона зажигать маячные огни. 26 августа в Карском море, у острова Белуха обнаружен немецкой подводной лодкой U-957, подвергся артиллерийскому обстрелу и затонул. Погибло 18 человек, 4 взяты в плен.

«Куйбышев» — Грузовой пароход МГМП, Капитан – И.В. Токовенко (погиб). 11 августа 1942 г. вышел из Архангельска на Диксон. До пролива Югорский Шар следовал в составе конвоя, дальше пошел самостоятельно. 24 августа в Карском северо-западнее порта Диксон потоплен торпедой немецкой подводной лодкой U-601. Весь экипаж погиб.

«Александр Сибиряков» — Бывший канадский ледокольный пароход «Беллавенчур», построен 1909 году в Англии. Командир А.А. Качарава, старший лейтенант (тяжело ранен, попал в плен). В 1916 году был куплен русским правительство для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. В 1917 входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Награжден орденом Красного Знамени. Во времени Великой Отечественной войны обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне. 25.08. 1942 в Карском море, в 10 милях к западу от острова Белуха, потоплен крейсером «Адмирал Шеер». Погибло 80 человек.

«Шквал» — Спасательное судно БВФ, бывший буксир СГМП, построен в 1938 в Голландии. Капитан В.С. Тимофеев, ст. лейтенант (погиб). Возвращался из Обской губы в Архангельск после выполнения задания по проводке из Печеры в Обь речных судов. 25.08.1943 года в проливе Югорский Шар подорвался на донных минах, выставленных немецкой подводной лодкой U -625. Погибло 46 человек.

«Тбилиси» — Грузовой пароход ДГМП. Капитан – В.К. Субботин. Шел из Дудинки в Архангельск с грузом угля. 6 сентября 1943 года при выходе из Енисея подорвался в Енисейском заливе из донных минах, выставленных немецкой подводной лодкой U-636.

11161-1-f

…………….
Самый короткий северный путь был и самым опасным. Возможные морские маршруты пролегали вдоль берегов Норвегии, чьи базы стали основой сосредоточения германских надводных кораблей и подводных лодок, там же были и аэродромы базирования люфтваффе. Обеспечить надежную охрану караванов судов было нелегко. Осложнял задачу и тот факт, что в летний период над этими северными районами стояло незаходящее солнце, зимой же осложняли движение льды