Братство Северных конвоев

1

70 лет назад, 27 июня 1942 года,  из Рейкьявика курсом на Мурманск вышел союзный конвой «PQ–17» — самый известный и самый трагичный за всю историю полярных конвоев в годы Великой Отечественной войны.

Это незнакомое слово — ленд-лиз…

2В годы войны Мурманск не только  героически сражался,  чтобы не допустить врага на Север. В  городе лечили раненых,  выпускали оружие, моряки Тралфлота  выходили в море, несмотря на немецкие подводные лодки и самолеты, ловили рыбу.

В  порт Мурманск приходили полярные конвои союзников – США и Великобритании.

Уже в первых боях 1941 года Красная Армия понесла огромные потери. К середине июля 1941 года были сожжены или захвачены до 6000 самолетов, 10.000 танков, 60.000 автомобилей, погибло более 2,8 млн. человек. Были разрушены предприятия, производящие 1/3 продукции всей страны. Страна оказалась перед угрозой капитуляции.

3От капитуляции СССР могло спасти либо стремительная мобилизация всего, что могло служить обороне, либо помощь со стороны иностранных государств. Самым лучшим было сочетание двух этих факторов.

Поэтому уже 27 июня 1941 года начал обсуждаться вопрос о проведении совместных операций СССР и Великобритании в районе Мурманска и Петсамо (Печенги), а с августа 1941 года начался обмен данными и метеосводками, а также образцами вооружения.

Итогом работы стало принятие закона о ленд-лизе союзниками СССР — Великобританией и США. Словосочетание ленд-лиз (lend-lеаsе) происходит от английских слов lеnd — давать взаймы и lеазе — сдавать в аренду. Теперь глава государства мог передавать, обменивать или давать взаймы СССР военную технику, оружие, боеприпасы, продовольствие и т.д.

По программе ленд-лиза предполагалось, что СССР будет получать ежемесячно более 500 тонн грузов водным путем, для чего требовалось не менее 100 современных судов. США фактически отказались участвовать в перевозках, предоставляя только грузы и суда. Сам СССР не мог перевезти и пятой части. Поэтому Великобритания, как крупнейшая морская держава, занялась проводкой караванов.

4Маршруты полярных конвоев

Но возник вопрос: по какому маршруту доставлять грузы? Традиционные пути через Тихий океан, Дальний Восток и Персидский залив не подходили из-за большой удаленности. Самым коротким и удобным был северный маршрут через Великобританию и Исландию в порты Архангельск и Мурманск. Суда проходили это расстояние за 10-12 суток. Удобство порта Мурманска по сравнению с Архангельском было бесспорным. Порт был незамерзающий.

Первые 8 караванов пришли в Архангельск, а следующий – PQ-8 – пришел уже в Мурманск в середине января 1942 года, потому что архангельский порт замерз.Однако самый короткий и удобный путь был одновременно и самым опасным.

5Схема проводки судов была такова. Первыми на маршрут вылетали самолеты-разведчики, они снабжали конвой разведывательными и метеорологическими данными. Потом высылались суда охраны из эсминцев и сторожевых кораблей. С воздуха караван прикрывала морская авиация (6-8 самолетов).

6Английские летчики-защитники Заполярья

После потерь 1941 года упор был сделан на поставку самолетов, пусть и не самых лучших. Так в России появились самолеты марки «харрикейн». Для обучения русских летчиков и действий на Русском Севере в конце июля 1941г. была сформирована специальная авиачасть — 151 полк. Большинство английских летчиков, входивших в это авиакрыло, даже не знало, куда их направляют и где находится Мурманск.

7Английские летчики сражались а Заполярье до осени 1942 года. Они сбили 16 немецких самолетов и обучили русских летать на «харрикейнах». Уже через неделю известный летчик Сафонов освоил новую машину, его полеты на английском самолете поражали союзников, он выполнял в воздухе такие фигуры, которые англичане и не пытались делать. Они выходили на летное поле и непрерывно скандировали: «Сафон! Ол райт! Вери гуд, Сафон!» Наши авиаторы даже перевооружили английские «харрикейны»: заменили вооружение, не выдерживающее русских морозов.

Русские и английские летчики защищали от воздушного нападения Мурманск, и прежде всего мурманский порт, где разгружались суда конвоев. Действовали они очень успешно. Так, 14 апреля 1942г. на Мурманск шли 76 фашистских самолетов, из которых прорвались 16. А 31 мая 1942 г. в налете участвовали 65 самолетов, никто из них до Мурманска не долетел.

Интересна история названия конвоев, начиная со второго (первый носил название «Дервиш»). Официальный литер РQ был дан по инициалам одного из офицеров Адмиралтейства Великобритании — Питера Квиллина (Реtег Quellyn – РQ). Так назывались в целях конспирации союзные конвои, следующие в Мурманск. Караваны, идущие обратно, именовались QP.

«Покоритель Северного полюса» в мурманском порту

8Конвои разгружали в мурманском порту, где уполномоченным по перевозкам был назначен Иван Папанин. Вот несколько фактов из жизни торгового порта.

Едва началась разгрузка, выяснилось, что портовые краны не справляются с тяжелыми грузами. Можно было бы использовать обычную грузовую стрелу с американского транспорта. Но как договориться с союзниками?

Папанин, облюбовав стрелу, отправился в гости на американское судно.   «Покоритель Северного полюса, известный всему миру полярник желает посетить американское судно»,- сообщил его адъютант. В установленное время Папанин при всех регалиях сидел в капитанской каюте. В итоге грузовую стрелу Папанин получил.

9Чтобы спасти порт от немецких летчиков, склады и составы на главных путях прикрывали маскировочными сетями,  а чуть подальше,  на второстепенных путях и причалах, устанавливали поломанные  и  порожние  вагоны,  или,  как  их тогда называли, «фальшвагоны», которые и подставляли под бомбы.

Специалисты подсчитали, что взрывчатых веществ и боеприпасов, находившихся в те дни в порту, было достаточно, чтобы понять в воздух все причалы, склады и пароходы у пирсов. А если учесть, что у одного из причалов стоял американский транспорт с нитротолуолом, то получается, что решалась судьба значительной части Мурманска.

Реквием каравану PQ-17

10Немцы то ли «проглядели» первые конвои, то ли их силы были нацелены на другие объекты, но до декабря 1941 года потерь в конвоях почти не было. Первая атака конвоя РQ-6 была предпринята только 20 декабря 1941 года.

Один из самых трагических конвоев — конвой РQ-17. Он вышел из Рейкьявика 27 июня 1942 года в составе 35 транспортов и трех судов-спасателей. В ближнем прикрытии шло 20 кораблей. Ненастная  погода  позволила  конвою скрытно продвигаться  в течение первых четырех дней.

12Утром 2 июля состоялся первый налет на конвой. Следующей атаки ожидали только после 5 июля. Кораблям прикрытия был дан приказ рассредоточиться и двигаться к российскому порту. Оставленные почти без охраны в условиях «белых ночей», транспортные суда стали легкой добычей для немецких самолетов и подводных лодок.

135   июля   сигналы   бедствия   поступили   с   13   судов,   на следующий день погибли еще 2 судна. Остальные 6 судов были выслежены   и   торпедированы   в   последующие   4   дня.   Из   34 транспортов дошло 11, погибло около 200 торговых моряков и ни одного из группы кораблей прикрытия.

О гибели арктического конвоя рассказывается в повести известного писателя Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками». Вот описание гибели конвоя глазами его участника – юнги- радиста судна «ТАМ-216».

14«Я хорошо помню этот момент.  Акустик вдруг крикнул, что засек шум винтов. Мы пошли на лодку, готовя к залпу «ежики» с бомбами. Никакого следа от торпеды мы не видели. Взрыв раздался, и все полетело к чертовой бабушке. Корпус деформировало. Наш «тамик» мелко дрожал.

Я взял радиопереноску и стучал в эфир, что торпеда не дала следа. Новая немецкая торпеда, не оставляющая следов на воде… Командир велел побросать за борт понтоны. Мы с Колей остались. Мы были еще нужны… Я работал на ключе, а он выпускал в небо ракету за ракетой. Мы надеялись, что нас заметят с эскорта. Корабль вдруг стало трясти. Тогда командир велел и нам, юнгам, покинуть палубу. Понтоны с нашими людьми качало уже вдалеке.

15— И ушли все, кроме командира? — спросил я снова.
— Что ты! В рубке остались офицеры. Не покинули пушек и два комендорских расчета.
Мы погрузились в воду и поплыли.

— Вы плыли рядом?
— Все время. Но я, как более сильный, метра на два впереди Коли. Я часто оглядывался и вдруг увидел, как из воды — ну совсем рядом со мной! — вырвалась рубка подлодки. Два наших расчета открыли огонь с палубы. Врезали точно по рубке. После чего немцы сразу ушли под воду. Из-под воды они саданули вторую торпеду… Поднялся огненно-рыжий столб, в котором погибли все ребята. Тогда лодка всплыла вторично, и я не сразу понял, что нас обстреливают из пулеметов».

16Как помогали конвои

Несмотря на большие потери, риск был оправдан. За два года полярные конвои доставили в СССР 61% всех грузов, ввозимых из-за рубежа. Ввозилась не только военная техника и боеприпасы, но и промышленное оборудование, и сырье. Так, оборонные отрасли СССР до 1942 года работали только на американских поставках.

17Особую роль сыграли продовольственные поставки для северных городов. Только в Архангельске умерло от голода 20 тысяч человек,а если бы не 10 тысяч тонн канадской пшеницы, умерло бы и больше.

Союзные конвои доставляли письма поддержки и книги. По всей Америке собиралась литература, чтобы морально поддержать русских. На каждую книгу наклеивалась надпись — «Героическим людям Советского Союза», а также надписывались имена людей или название организации, подарившей книгу. Эти необычные подарки хранятся сейчас в Мурманской областной библиотеке.

Полярные конвои способствовали развитию отношений между жителями Мурманска и иностранцами: в городе появились моряки и летчики из Дании, Великобритании, Польши.
В своей книге «Как жили и сражались мурманчане в войну» А.Киселев приводит интересные факты помощи союзникам со стороны мирного населения.

18Так, моряки с двух союзнических погибших судов  оказались на Новой Земле. Один из моряков позднее вспоминал: «Десять человек, по виду охотники, приблизились и остановились поодаль. Затем трое подошли, и мы, к своему удивлению, увидели, что это дети». Оказалось, что они собирают здесь яйца полярных птиц.

Ребята принесли жареную птицу, соленую рыбу и черный хлеб и показали, где находится питьевая вода, научили ловить уток силками. Больше недели «опекали» подростки моряков. Когда те в благодарность предложили в подарок почтовые марки, подростки отказались взять их бесплатно. «Я до сих пор храню пятирублевку, — вспоминал один из моряков, — которую мне дали в обмен на две канадские марки».

Со времен войны сохранилась песня «Джеймс Кеннеди» — о героическом капитане английского эсминца, участнике полярных конвоев. Музыку написал Николай Минх, слова — Соломон Фогельсон. Впервые песня была записана зимой 1942 года в блокадном Ленинграде в исполнении Германа Орлова и джазового оркестра Николая Минха, транслировалась в радиоэфире и получила огромную популярность. Ее распевали моряки, уходящие в рейс в составе союзнических караванов.

19Память

Мурманчане   продолжают   хранить   память   о   Полярных конвоях. Знак этого — памятник в сквере около Дома культуры моряков и стела в сквере у кинотеатра «Родина» в честь 50-летия первого конвоя.

Памятник в сквере около ДК моряков был открыт в честь боевого  содружества стран  антигитлеровской коалиции в  годы второй мировой войны. Его открытие состоялось 7 мая 1975 года. Памятник изображает руку, держащую в ладони земной шар. На открытии     памятника    присутствовали     сотни     мурманчан     и представители    США,    Великобритании,   20 Канады,    Австралии, Норвегии.     Были     подняты     государственные     флаги     стран антигитлеровской   коалиции,   моряки   Северного   флота   прошли маршем.

Ежегодно в Мурманске проходят мероприятия, посвященные годовщине со дня первого полярного конвоя.   На торжества собираются ветераны России, Великобритании и США, участники Полярных конвоев. 21«У нас было одно море на всех — и англичан, и русских»,- говорили ветераны. К сожалению, дожить до победы смогли не все. Почтить их память на могилы павших приходят ветераны, многие англичане и американцы оставляют на могилах письма к своим товарищам по арктическим конвоям.

 

Источники:

«Война в Заполярье. Арктические танки»

«Блокадная книга»

С чего начиналась «Блокадная книга»

Евгений Халдей. «Донецкая фотолегенда»