История конвоев

MJmuu71uPL-800x600Краткая историческая справка
• Первый конвой «Дервиш» дошел до Архангельска без потерь. Кроме «Дервиша» в Архангельск в годы войны пришли еще 40 северных конвоев.
• Всего 811 транспортных судов – более 2 млн. тонн стратегических грузов, отправленных на фронт.
• Арктические конвои стали синонимом необыкновенной стойкости в сражениях, где полярная ночь, льды и штормовые ветры приумножали ужасы войны. В борьбе против общего врага родилась нерушимая дружба моряков-союзников.
• 126 союзных кораблей погибло в Арктике, тысячи моряков не вернулись домой. Для всех них без различия национальностей последним пристанищем стало море, которое не вернуло матерям – сыновей, детям – отцов, мужей – женам.
• 31 августа 2015 года в Архангельске был открыт памятник «Участникам северных конвоев 1941-1945 гг.»

2T034Воспоминания из книги А.П. Вислых «Хроника полярных конвоев»

1941-1945 г.г.

Автор А.П. Вислых – участник Великой Отечественной войны, участник плавания в полярных конвоях (1942, 1943, 1944г.г.), капитан дальнего плавания, кандидат технических наук, заслуженный работник морского транспорта, почетный полярник.

Эта книга – дань глубокого уважения морякам транспортного и военного-морского флота, тем, кто плавал на судах через арктические моря и океаны, преодолевая шторма и ураганы, сражаясь с жестким и коварным врагом – фашисткой Германией, обеспечивал жизненно необходимые перевозки оружия, боеприпасов, продовольствия и многое другое для сражающейся Красной армии на всех фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

С момента окончания этой величайшей морской битвы, продолжавшей четыре года на огромной морской территории, простирающей от берегов Северной Америки и Канады через Атлантический океан до пролива Вилькицкого. В этой битве принимали участие военные корабли воюющих стран: линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы, корветы, тральщики, подводные лодки, самолеты, а также вооруженные транспортные суда, экипажи которых сражались, отбивая атаки самолетов и подводных лодок.

12 августа Рузвельт и Черчилль поставили свои подписи под Атлантической Хартией.

Декларация провозглашала основные принципы национальной политики страны после окончательно уничтожения нацисткой тирании:

— сохранение территориальной целостности оккупированных государств;

— выбор форм правления по желанию народов, восстановление суверенных прав и самоуправления народов, подвергнувшихся оккупации, полное сотрудничество между странами в экономической области, доступ на равных основаниях к мировым сырьевым источникам и торговле, отказ от применения и избавления от бремени вооружения.

Все конвои, в 1941 г. прибывшее в Россию и в обратном направлении, прошли благополучно, без потерь.

Образование антифашисткой коалиции стало важнейшим событием Второй мировой войны. С момента подписания декларации Советский Союз стал официальным союзником сразу 25 государств.

Конвой PQ -17 из 35 судов потерял 24. Вместе с ними пошли на дно 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомашин и около 100 тыс. тонн разных военных грузов.

Сейчас трудно представить СТРАХ и нервное напряжение, которые испытывали моряки, находясь под непрерывными атаками самолетов и подводных лодок, когда по 20 часов в сутки люди стояли на вахтах или боевых постах и участвовали в сражениях, когда ежедневно видели изуродованные гибнущие корабли, тонущих людей и знали, что именно это может произойти с каждым из них. Торпедированное судно тонет в течение 3-5 мин., и многие моряки гибнут вместе с судном, а те, которым удалось покинуть судно, не всегда оставались живыми. Находясь длительное время в открытой шлюпке или на плоту, люди подвергались страшным мучениям от холода, голода, отсутствия пресной воды.

Тонули суда, гибли моряки, оставшиеся в живых, снова шли на суда и снова тонули, и иногда два, три и даже четыре раза.

Чтобы оценить условия в арктических морях, представьте себе, что Вы находитесь ноябрьской ночью где-то между островами Ян-Майен и Медвежий. Температура воздуха минус 20-30 градусов, а вода не замерзает. Студеный   ветер с воем мчится с полюса, со стороны ледовитого щита Гренландии, и точно скальпелем впитывается в тело, пронизывая насквозь самою толстую одежду. Брызги, вылетающие из-под форштевня, замерзают на лету и бьют в лицо, точно куски льда. И постоянные шторма, сила ветра 10-11 баллов – обычное явление, а высота волн достигает 10-15 метров.

Память о северных конвоях … В ее тускнеющей мозаике мы можем уловить поразительное обилие оттенков – от восхищения высочайшим взлетом человеческой доблести до возмущения безграничной трусостью и подлостью, но мы знаем, что хранимое памятью прошлое только тогда обретает истинную и непреходящую ценность, когда оно служит будущему. Будущему без войны, без вражды, без предательства.

Адмирала Флота Советского Союза

Николай Герасимович Кузнецов (1904 – 1974)

(Биография)

(д.и.н. Р.В. Кузнецова)

Нарком ВМФ СССР флагман флота 2-го ранга Н.Г. Кузнецов. Москва. Апрель 1939Жизнь и деятельность Героя Советского Союза Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова является достойным примером подражания для офицеров Военно-Морского Флота (ВМФ), для всех патриотов России. Благодаря его деятельности в качестве народного комиссара ВМФ 22 июня 1941 г. Военно-Морской Флот встретил Великую Отечественную войну в полной боевой готовности, не потеряв в первые часы войны ни одного корабля.

Во время войны нарком ВМФ, Главнокомандующий ВМС Николай Герасимович Кузнецов профессионально и успешно руководил ВМФ, являлся председателем Главного военного совета ВМФ, членом Ставки ВГК и ГКО. После Великой Отечественной войны Н.Г. Кузнецов направил все усилия на создание нового, современного и сбалансированного флота, строительство кораблей, в т. ч. с атомными энергетическими установками, принятие на вооружение ядерного оружия, развитие морской ракетоносной авиации, береговых войск. Николай Герасимович был депутатом Верховного Совета СССР 1 – 4-го созывов, депутатом РСФСР 3-го созыва.

Родился Николай Герасимович Кузнецов 11 (24) июля 1904 г. в деревне Медведки (ныне Котласский район Архангельской области), в семье казенного крестьянина. В 1915 г. оставшись без отца, определился на работу рассыльным в Управление работ по улучшению Архангельского порта. В 1919 г., прибавив себе ровно 2 недостающих года (в личном деле так и осталась дата рождения – 11 (24) июля 1902 г.), стал военмором, вступив в Северо-Двинскую военную флотилию. В 1920 — 1922 гг. обучался в подготовительной школе, по окончании которой, сдав вступительные экзамены, был зачислен курсантом военно-морского училища. В своей книге «Накануне» Николай Герасимович писал: «Итак моя мечта – навсегда связать свою судьбу с флотом – обрела реальность. Жёлтое здание бывшего морского корпуса стало моим домом…». Окончив в 1926 г. с отличием военно-морское училище (и заслужив тем самым право выбора места службы), продолжил службу в Морских силах Чёрного моря в качестве вахтенного начальника (с 1927 – старшего вахтенного начальника) на крейсере «Червона Украина».

В 1929 г. поступил в Военно-морскую академию, которую в 1932 г. также с отличием окончил, вернувшись служить на Чёрное море старпомом крейсера «Красный Кавказ». С 1933 по 1936 г. – командир крейсера «Червона Украина». Он инициировал и лично разработал систему боевой готовности одиночного корабля, которая позже была принята для всего флота; внедрил метод экстренного прогревания турбин кораблей (вместо 4 часов – всего 20 минут), отработал стрельбы главного калибра на предельных дистанциях и максимальных скоростях корабля. Начатое им движение «Борьба за первый залп» как чисто артиллерийское понятие перерастает в общефлотское, позволившее повысить боеготовность флотских соединений. Организация службы на кораблях «Червона Украина» и «Красный Кавказ» была признана образцовой.

Н.Г. Кузнецов, постоянно находясь в поиске, учился сам и учил своих подчинённых, совершенствовал искусство управления кораблем, отрабатывал создаваемую им новую систему обучения экипажа. В ноябре 1935 г. корабль Кузнецова был подвергнут всесторонней проверке, по результатам которой командующий Черноморским флотом И.К. Кожанов высоко оценил подготовленность корабля и экипажа, отметив деятельность командира и назвав его «самым молодым капитаном 1 ранга всех морей мира». Флотскую службу, командование кораблём Николай Герасимович Кузнецов считал делом настоящего мужчины, защитника Отечества. За эти годы он участвовал в длительных заграничных походах, побывав во многих европейских странах. Свободно владел английским, немецким, французским, испанским языками.

С августа 1936 г. по июль 1937 г. Н.Г. Кузнецов участвует в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев – сначала недолго в качестве военно-морского атташе, затем – Главного военно-морского советника, руководит действиями советских моряков-добровольцев, организует морские перевозки военных грузов и людей. В ходе боевых действий выходит в море на кораблях республиканского флота как волонтёр.

В июле 1937 г. Николай Герасимович был отозван из Испании, назначен 1-м заместителем командующего, а в январе 1938 г. – командующим Тихоокеанским флотом. В феврале ему присваивается воинское звание: флагман 2-го ранга. Во время вооружённого конфликта у озера Хасан он участвует в организации взаимодействия сил флота и армейских частей, ускоряет переброску войск и грузов морем, организует перевозку раненых, в разгар боёв отдает первые директивы кораблям и частям флота по оперативной готовности.

Нарком ВМФ СССР, Главком ВМС СССР Н.Г. Кузнецов. Май 1945Свою деятельность Н.Г. Кузнецов направляет не только на повышение боевой готовности кораблей и частей Тихоокеанского флота, организацию противовоздушной обороны, выполнение мер оперативной маскировки, превращение Владивостока в хорошо укреплённую базу флота. В этот период он уже осмысливает необходимые преобразования в масштабе всего ВМФ, которые позволили бы значительно усилить флот. На апрельском заседании Главного Военного совета Наркомата ВМФ Кузнецов предлагает пересмотреть такие вопросы, как: процесс подготовки флотских кадров, особенно рядового и младшего начальствующего состава; положения о прохождении воинской службы рядовым и младшим начальствующим составом – об увеличении сроков их службы, об установлении процента сверхсрочнослужащих к штатам, об увеличении денежного и вещевого довольствия и др.

В апреле 1939 г. Н.Г. Кузнецов был назначен на должность наркома ВМФ. Ему было присвоено воинское звание флагман флота 2-го ранга. За короткое время (2 года и 2 месяца), остававшееся до начала войны, молодой нарком, работая буквально круглые сутки, успевает многое сделать для организации, строительства и подготовки ВМФ к войне.

В первые же месяцы восстанавливает в частях и на кораблях флота офицерскую кают-компанию, как место общения офицеров, привлекает командиров соединений, кораблей к обучению в Военно-морской академии, в мае проводит учения Черноморского флота. В целях улучшения управления даёт указания о переносе главной базы Балтийского флота в Таллин, добивается решения правительства о приёме на службу неограниченного процента сверхсрочников, вносит предложение, по которому постановлением СНК и ЦК ВКП(б) учреждается ежегодный праздник – День Военно-Морского Флота СССР, отмечаемый каждое последнее воскресенье июля.

В июле проводит учения Балтийского флота, при подведении итогов рассказывает о ходе разработке в наркомате ВМФ системы трех степеней боевой готовности, в августе участвует в совещании трёх держав: СССР, Англии, Франции и в ходе переговоров готовит для начальника Генерального штаба данные о состоянии флотов Англии и Франции. В сентябре докладывает И.В. Сталину и Б.М. Шапошникову обоснование о необходимости переноса главной базы Днепровской флотилии в Пинск и получает одобрение, в ноябре утверждает первую инструкцию по оперативным готовностям, которая обязывала иметь силы в положении предварительного развёртывания к отражению внезапного нападения и проведению первых операций. По указанию наркома Н.Г. Кузнецова и при его участии начинается работа по подготовке пользующегося до сих пор большой популярностью «Морского атласа» (изданного после войны).

В ходе войны с Финляндией 1939 – 1940 гг. он организует взаимодействие Краснознамённого Балтийского флота с фронтом, войска которого при поддержке морской авиации, надводных кораблей и подводных лодок, успешно высаживают десанты на островах Гогланд, Сескар, Лавенсаари. После окончания войны с Финляндией с марта 1940 г. под руководством Н.Г. Кузнецова продолжается работа по скорейшему созданию военно-морской базы на полуострове Ханко. В декабре проводит совещание в НК ВМФ высшего командного состава, где анализирует уроки финской войны и проблемы, выдвинутые опытом Второй мировой войны, текущая деятельность флотов под углом зрения войны в Европе, требует усилить боевую подготовку старшего начальствующего состава; быть начеку и называет противника в предстоящей войне.

4 июня 1940 г. постановлением №946 СНК СССР Н.Г. Кузнецову присваивается воинское звание «адмирал». Будучи сам командиром, Кузнецов понимал всю важность и сложность подготовки командных кадров для флота. По его предложению правительством принимается решение об открытии 7 морских спецшкол, занятия в которых начались уже в сентябре 1940 г. Нарком ВМФ продолжил добрую российскую традицию, заложенную ещё при Петре I: готовить к флотской службе наиболее смелых и талантливых юношей.

Летом 1940 г. Кузнецов выезжает в Севастополь и Одессу для организации взаимодействия Черноморского флота с сухопутными войсками в ходе Бессарабского похода Красной Армии. Затем работа на Балтийском флоте, где восстанавливалась военно-морская база Либава, решение вопросов о строительстве береговых батарей и усилении обороны базы с суши.

Особое внимание наркома приковано к методам обучения и воспитания личного состава ВМФ с учётом использования опыта современных войн. Боевая подготовка проводится в условиях, близких к боевым, без лишних ограничений, с учетом опыта войны в Испании. Его усилиями до совершенства доводится взаимодействие кораблей и соединений в условиях сложного маневрирования, как днём, так и ночью, достигается высокая натренированность личного состава флотских экипажей. Одно из главных мест в деятельности наркома занимает реализация кораблестроительной программы, энергичное наращивание боевой мощи флота. С января 1941 г. и до начала войны нарком Кузнецов направлял донесения И.В. Сталину о фактах подготовки Германии к войне.

Буквально накануне войны, в 23 ч 50 мин 21 июня 1941 г., нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов подписывает директивы № зн/87, в которой дает указание командованию Северного, Балтийского, Черноморского флотов, Пинской и Дунайской флотилиям о переходе на повышенную боевую готовность – оперативную готовность №1; 22 июня 1941 г. в 1 ч 50 мин № зн/88 о возможности внезапного нападения немцев. После получения сведений 22 июня 1941 г. в 3 ч 15 мин о налете немецкой авиации на Севастополь под свою ответственность известил флоты о начале нападения Германии и дал указания об отражении агрессии силой оружия.

Военно-Морской Флот встретил нападение фашистской Германии организованным огнём, не потеряв в первые часы войны ни одного корабля, ни одного самолёта, ни одной базы с моря.

Нарком ВМФ СССР, Главнокомандующий Военно-Морскими Силами СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов. 1944В годы войны нарком Н.Г. Кузнецов действовал как Нарком Вмф, и в качестве члена ГКО, представителя Ставки ВГК и её члена (июнь — июль 1941 г. и с февраля 1945 г.) и как Главнокомандующий ВМС СССР (с февраля 1944 г).

Работал Николай Герасимович по собственной инициативе или по заданию Ставки там, где требовала обстановка, возникала наиболее сложная ситуация на флотах и фронтах, проявляя себя выдающимся организатором взаимодействия сил флота с сухопутными войсками, вносил предложения по операциям и планам их проведения Верховному Главнокомандованию, в т.ч. по налётам авиации флота на Берлин, обеспечению проводки союзных конвоев, обороне военно-морских баз, использованию личного состава, сил и средств ВМФ и т.д.

Ставил задачи флоту: по усилению борьбы на коммуникациях противника и защите собственных коммуникаций, воинским перевозкам, эвакуации грузов, населения, войск, блокаде участков занятого противником побережья, по содействию сухопутным войскам в операциях по обороне и освобождению приморских городов и территорий побережья, высадке десантов и наращиванию сил на отвоёванных территориях, по поддержке фланговых соединений огнем корабельной артиллерии, по поводу снабжения и подкреплений и др.

Николай Герасимович проявил выдающиеся организаторские способности при обороне военно-морских баз – Таллина, Одессы, Севастополя, в организации участия моряков в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, а также при разработке планов и проведении Керченско-Феодосийской десантной, Новороссийской, Керченско-Эльтигенской десантной операций. На заключительном этапе Второй мировой войны – во время Советско-японской войны в сентябре 1945 г., работая по заданию Ставки совместно с главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке А.М. Василевским, координировал действия Тихоокеанского флота и Амурской флотилии, сил флота с действиями сухопутных войск 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и др.

Кузнецов много делал для того, чтобы в Военно-морской академии, научно-исследовательских институтах ВМФ постоянно велась работа совместно с академическими и другими организациями по развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совершенствованию организации и деятельности флота, развитию военно-морского искусства; создавались теоретические труды и оперативно-тактические документы ВМФ. Особое внимание нарком уделял организации флотской учёбы – морских учений, приближенных к боевой обстановке, плаваний в любое время года, совершенствованию боевой подготовки в условиях военного времени. По его инициативе в августе 1941 г. в Главном морском штабе создаётся отдел по изучению и обобщению опыта войны, что дало впоследствии возможность систематизации боевого опыта и на его основе – боевой подготовки флота. По предложению Николая Герасимовича создаются подготовительные морские школы и школа боцманов, Нахимовские военно-морские училища, учреждаются ордена и медали Ф.Ф. Ушакова и П.С. Нахимова. В годы войны Н.Г. Кузнецов проявил себя как выдающийся организатор взаимодействия сил флота с сухопутными войсками. Действия Военно-Морского Флота в Великой Отечественной войне получили высокую оценку Верховного Главнокомандования и союзников. За вклад в победу, образцовое руководство боевыми операциями флотов, личное мужество Н.Г. Кузнецов 14 сентября 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.

Особо следует отметить деятельность Н.Г. Кузнецова на военно-дипломатическом поприще в качестве члена делегации СССР в составе дипломатических миссий на международных конференциях. Он принимал участие в переговорах СССР, Англии и Франции (1939 г.), СССР, США и Великобритании (1941 г.) о совместных действиях в войне против Германии. Работал в составе делегации на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 г. В ходе этих мероприятий участвовал в подготовке, обсуждении и выработке решений по таким важным вопросам, как действия союзников в Европе и на Дальнем Востоке, военно-морские поставки по ленд-лизу, организация и обеспечение приёма и безопасности кораблей и самолётов союзных делегаций, раздел германского флота и др. За свою службу Родине Николай Герасимович был награждён четырмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова 1-й ст., орденом Красной Звезды и медалями, а также иностранными орденами и именным оружием.

Высшее воинское звание в ВМФ – «Адмирал Флота» присваивается Николаю Герасимовичу Кузнецову 31 мая 1944 г. По Табелю о рангах это звание соответствовало званию «Маршал Советского Союза». С 1953 г. звание «Адмирал Флота» стало именоваться «Адмирал Флота Советского Союза» (статус звания не изменялся, это разъяснялось в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 г.).

Фото НГ в парадном кителеПосле окончания войны главной заботой Николая Герасимовича стал вопрос строительства нового, отвечающего запросу современности флота, установление его места в системе Вооружённых Сил страны. Под руководством Н.Г. Кузнецова разрабатывается проект 10-летней программы строительства флота, предусматривавший ввод в строй авианосцев. Ещё в 1946 г. им настойчиво высказываются предложения И.В. Сталину об использовании на кораблях ядерных энергетических установок. Однако высокий авторитет, самостоятельность мышления, смелость высказывания своих предложений по вопросам организации и строительства флота вошли в противоречия с мнением высшего руководства страны.

В феврале 1946 г. самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых Сил СССР. Кузнецова назначают главнокомандующим ВМС – заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых Сил СССР. В январе 1947 г. в результате разногласий со Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ он был снят с поста Главкома и в феврале того же года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений. В 1947 г. по необоснованному обвинению Николая Герасимовича судят судом чести, а в 1948 г. – судом Верховной коллегии Верховного суда СССР. Его разжалуют до звания «контр-адмирал», снимают с должности. Первый инфаркт происходит ещё во время суда, в 44 года…

Только спустя полгода, после личного обращения к И.В. Сталину Н.Г. Кузнецову предоставляют возможность продолжить службу. Его назначают на должность заместителя главкома войск Дальнего Востока по Военно-морским силам, а в 1950 г. – командующим 5-м (Тихоокеанским) флотом. В 1951 г. ему во второй раз присваивается звание «вице-адмирал».

В начале 50-х гг. прошлого века в Вооружённых Силах СССР складывается неблагополучное положение со строительством флота. Руководство страны вновь обращается к Н.Г. Кузнецову, его возвращают на службу во вновь созданное морское ведомство на должность военно-морского министра. С удвоенной энергией Николай Герасимович приступает к работе, стремясь изменить положение дел в строительстве флота к лучшему. Главком приступает к решению проблем, связанных с разработкой и внедрением новой техники. Организует совместную работу флотских НИИ и Военно-морской академии с НИИ Министерства обороны, Академией наук СССР, отраслевыми научными центрами. Решает вопросы, связанные со строительством первой атомной подводной лодки, лично проводит регулярные учения флотов. Как и прежде, огромное внимание уделяет проблемам воспитания кадров. После смерти Сталина Военно-морское министерство снова ликвидируется, и 16 марта 1953 г. Кузнецова назначают на должность 1-го заместителя министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС. В этот период Николай Герасимович усиленно работает над вопросами строительства флота, разъясняет необходимость «резкого скачка в сторону новой качественной техники, не говоря уже о её количестве». Облик нового флота был определён в подготовленной под его руководством программе военного кораблестроения на 1955 – 1964 гг. В мае 1953 г. он был полностью реабилитирован, восстановлен в высшем флотском звании.

Однако неоднократные попытки Николая Герасимовича добиться положительного решения Правительства СССР по кораблестроительной программе к желаемым результатам не приводят. В апреле 1955 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Н.Г. Кузнецов вновь докладывает о необходимости утверждения программы кораблестроения. Против выступает первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. В ответ главком ВМФ открыто высказывает свое возмущение безответственным отношением к вопросам строительства флота. Резкое выступление главкома ВМФ расценивается Хрущёвым как посягательство на его авторитет руководителя страны и лидера партии (в конце концов, программа строительства сбалансированного флота была принята и начала реализовываться ещё при Николае Герасимовиче, им был заложен фундамент создания ракетно-ядерного флота, ставшего важнейшей составляющей надёжной обороны страны). Обстановка, в которой работал Кузнецов, ухудшалась. Абсурдность и безвыходность ситуации сказались на здоровье – в мае 1955 г. он переносит второй инфаркт. В конце мая Н.Г. Кузнецов обращается с письменной просьбой об освобождении его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба остаётся без ответа. Временное исполнение обязанностей главкома ВМФ на время болезни Николая Герасимовича возлагается на вице-адмирала С.Г. Горшкова. До октября 1955 г. Н.Г. Кузнецов находится на лечении. А 28 октября 1955 г. на рейде Севастополя происходит трагедия – гибель линкора «Новороссийск». Государственная комиссия, расследовавшая гибель корабля причин трагедии не установила, обвинений в адрес Н.Г. Кузнецова не выдвигала. Однако это был подходящий повод для расправы над неугодным адмиралом: в докладе министра обороны СССР «О гибели линкора «Новороссийск» в ЦК КПСС Н.Г. Кузнецов был представлен как виновник происшедшего. В начале 1956 г. его снимают с должности с формулировкой «За неудовлетворительное руководство ВМФ», понижают в воинском звании до вице-адмирала и увольняют из Вооружённых Сил без права на восстановление.

Родные и близкие окружили его любовью и заботой, помогли выжить в этот непростой период.

Николай Герасимович принимает решение о написании книги, посвящённой борьбе испанского народа с фашизмом в 1936 — 1937 гг. и той помощи, которую оказывал ей Советский Союз. Творчество захватило его, прошла растерянность, жажда деятельности нашла своё русло и время снова стремительно помчалось вперёд. Несмотря на то что на запрос необходимых для книги сведений из архива Генерального штаба (в частности, его донесений «испанского» периода, подписанных именем Лепанто) Кузнецов не получает даже отказа, работа продолжается. Его выручила собственная память, которая, кстати, была отличная. Вышел очерк. Помог академик И.М. Майский, который, прочтя рукопись, похвалил Н.Г. Кузнецова, отметив, что это первый труд очевидца тех событий столь высокого ранга. Очерк был опубликован в сборнике статей издательства АН СССР в 1959 г. под псевдонимом – Н. Николаев. Продолжая работать над этой темой, в 1966 г. Н.Г. Кузнецов публикует книгу «На далёком меридиане», получившую положительные рецензии. А память возвращала все новые имена и события. Работая над очерками о Л. Галлере, В. Алафузове, И. Кожанове, Л. Владимирском, Р. Муклевиче, В. Орлове, В. Блюхере, Б. Шапошникове, М. Кольцове, И. Рогове, А. Маринеско. Книгу «Накануне», вышедшую в 1966 г. отдельным изданием во Владивостоке, он писал легко и радостно. Потоками шли письма от читателей. Особенно много писали бывшие фронтовики – участники событий, благодарившие за честный рассказ о прошлом.

После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в год 20-летия победы советского народа над фашистской Германией, в котором он назвал Н.Г. Кузнецова среди выдающихся военачальников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., Николай Герасимович стал постепенно входить в общественную жизнь. Его приглашали выступать на читательских конференциях в общественные и государственные учреждения.

В течение 18 лет своей творческой жизни Н.Г. Кузнецов написал 5 книг – военных мемуаров. В первых четырёх он обобщил предвоенный период и опыт Великой Отечественной войны: «На далёком меридиане», «Накануне», «На флотах боевая тревога», «Курсом к победе». «Крутые повороты» – воспоминания «на сугубо личные мотивы». А ещё из-под его пера вышло около ста статей на военно-морскую тематику и мемуарного жанра – о флотских людях, вернув истории имена погибших и несправедливо репрессированных. В переводах Кузнецова изданы 3 книги и несколько работ зарубежных авторов по истории, стратегии и тактике военно-морских флотов ведущих мировых держав.

Николаю Герасимовичу, как никому другому подходит изречение другого знаменитого русского адмирала – П.С. Нахимова: «У моряка нет трудного или лёгкого пути. У моряка есть один путь – славный!» Всю свою жизнь он занимался необходимым для Отечества делом, которое беззаветно любил. Его отправили в отставку, пытались предать забвению, но от служения флоту, Отчизне его невозможно было отстранить. «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно», — записал он незадолго до ухода. Сердце Н.Г Кузнецова остановилось на 71-м году жизни – 6 декабря 1974 г. Его похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы, а 14 лет спустя на надгробии из лабродита было высечено звание «Адмирал Флота Советского Союза», заслуженное им в годы войны и восстановленное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1988 г.

Именем выдающегося адмирала названы тяжёлый авианесущий крейсер – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Военно-морская академия в С.-Петербурге.

На здании Главного штаба ВМФ и доме на Тверской улице в Москве, где он жил, в его память открыты мемориальные доски. В Севастополе, Великом Устюге, Котласе установлены памятники герою-моряку. В Котласе, Архангельске и С.-Петербурге его имя носят улицы, а на его родине, в деревне Медведки, создан мемориальный музей адмирала. По Северной Двине плавает теплоход «Адмирал Н. Г. Кузнецов». В 1997 г. в Москве учреждён Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Именем флотоводца названы: в Тихом океане морской пролив и утёс, звезда в созвездии Льва.

На северных морских дорогах